Роберт Эггерс о «Варяге»: «Я бы предпочёл, чтобы герои говорили на древнескандинавском и старославянском»

Режиссёр рассказал о попытках убедительно воссоздать эпоху и объяснил, почему в шутку называет фильм «смесью „Конана“ с „Андреем Рублёвым“».

После выхода дебютного трейлера третьей полнометражной картины постановщика «Маяка» и «Ведьмы» в сети опубликовали несколько интервью с Эггерсом, который поделился подробностями о работе над лентой и источниках вдохновения.

Режиссёр и до этого пытался показывать сеттинг своих картин как можно реалистичнее, используя не только костюмы и декорации, но и язык. По его словам, в «Варяге» (в оригинале — The Northman) он хотел бы пойти дальше и написать сценарий на мёртвых языках, на которых говорили в начале X века, но понял, что на такой проект не выделили бы достаточно средств.

Да, я бы предпочёл, чтобы персонажи говорили на древнескандинавском и старославянском, и в отдельных ситуациях, во время ритуалов, они на них говорят. Но я понимал, что такой фильм не запустят в производство. Пока я не Мэл Гибсон и не финансирую свои фильмы сам, так что с таким бюджетом подобное было бы невозможно.

Одна из причин, по которой я обратился к исландскому поэту и романисту Сьону — это его глубокое понимание исландской саги. Мне хотелось вместе с ним придумать для героев такую речь, чтобы язык оставался английским, но производил впечатление очень хорошего перевода древней саги.

Роберт Эггерс

режиссёр, сценарист

Он подчеркнул, что не претендует на полную историческую достоверность, так как многие подробности о той эпохе доподлинно неизвестны, а жертвовать кинематографичностью не хотелось. Однако и Эггерс, и члены его съёмочной группы близко работали с учёными — историками и археологами.

Думаю, что мы много знаем о разных викингах — викингах из кельтского мира, из Исландии, из Норвегии, из Швеции, с территории современной Украины. Но так уж вышло, что нам очень часто приходится использовать разные источники, чтобы восполнять пробелы. […]

Например, практически всё, что нам известно об одежде викингов, мы узнали из их погребальных церемоний. В сагах, написанных на годы или столетия позже, есть вещи, которые вроде как соответствуют тому, что нам известно об их похоронах.

Так что может быть, мы и на верном пути. А может быть, если бы этот фильм увидел настоящий викинг, то удивился бы, почему все в нём наряжены как мертвецы.

Роберт Эггерс

режиссёр, сценарист

Режиссёр также отметил, что сделать персонажей реалистичными, но при этом крутыми, ему во многом помогли актёры. По его словам, «даже если вы оденете Аню Тейлор-Джой и Александра Скарсгарда в мешки из-под картошки, они всё равно будут смотреться очень неплохо».

Несмотря на то, что фильм основан на древнескандинавской хронике Саксона Грамматика, Эггерс использует эту историю в качестве отправной точки. А сходств с шекспировским «Гамлетом», который вдохновлён работой Саксона, будет ещё меньше.

Я не делал дословную экранизацию Саксона Грамматика, это уж точно. И на самом деле авторы исландских саг меня вдохновляли куда больше, чем сам Саксон. Поэтому я решил использовать центральный конфликт из «Гамлета», чтобы у меня был знакомый всем сюжет.

Таким образом, я могу как следует использовать элементы из культуры викингов, подробно описать этот мир и погрузить в него зрителей, при этом никого не путая. Всем всё будет понятно, потому что мы все помним: дядя убивает папу, теперь сын должен убить своего дядю. Конец. Понимаете?

И если у Шекспира протагониста мучила сама мысль об убийстве, если ты — викинг, и кто-то убивает твоего отца, то ты должен отомстить. Тут никаких вопросов нет.

Роберт Эггерс

режиссёр, сценарист

Но древние тексты — не единственный источник вдохновения для постановщика. По словам Эггерса, и на него самого, и на соавтора сценария Сьона очень сильно повлиял первый фильм о Конане-варваре.

Наверняка в «Варяге» будет много отсылок к «Конану», даже слишком много. Просто потому что я так часто пересматривал этот фильм в детстве. Я даже шутил, что наш фильм — это смесь «Конана-варвара» с «Андреем Рублёвым». Хотя ни Джону Милиусу, ни Андрею Тарковскому это кино бы не понравилось.

Роберт Эггерс

режиссёр, сценарист

«Варяг» станет для режиссёра первым полнометражным фильмом, над которым он работает без участия кинокомпании A24. Эггерс признаёт, что эта картина уже не вписывается в понятие «инди-кино», но в ней всё равно будет чувствоваться авторский почерк.

Это большая, эпическая приключенческая история для массовой аудитории. Будет ли это фильм Роберта Эггерса и будет ли там всякая странная хрень? Определённо. Но мне кажется, что зрители достаточно умны и сами хотят чего-то такого.

Роберт Эггерс

режиссёр, сценарист

В российский прокат «Варяг» выйдет 28 апреля 2022 года.

#варяг #новости

 

Источник

Читайте также

Меню